суббота, 21 мая 2011 г.

Я Хочу Всем Показать "Зоопарк"

Мне всегда было важно, чтобы мои близкие, важные мне люди читали те же книги, смотрели те же фильмы, которые я люблю. Все это мне нужно вовсе не для того, чтобы были темы для разговора - мне кажется искусство схоже с фортепианонастройщиком – оно настраивает души людей на одни и те же волны. И тогда уже совершенно излишним становится обсуждение произведения, разглагольствование о смыслах, подоплеках, мотивах – важно только то, что два человека прочувствовали нечто, поднимающее их вместе на особенный духовный порог. Поэтому мне очень хочется, чтобы как можно больше людей посмотрели этот спектакль. Может тогда мы станем ближе друг-другу, сможем лучше друг-друга понимать. «Ведь если нам не дано понять друг-друга, то зачем мы вообще придумали слово «Любовь»?».

Так сложилось, что спектакль «Что случилось в зоопарке» мне довелось посмотреть не меньше ста раз – 10 показов и бесконечное количество репетиций. Почему так много? Я в этом спектакле занимаюсь светом, и была вовлечена в творческий процесс постановки, а именно – режиссер Вова Дзякевич – мой друг, и весь период репетиций «Зоопарка» мы фанатично общались исключительно на тему пьесы.

Сегодня мне захотелось поговорить об этом спектакле, но не о технической стороне, не о режиссуре и не об актерской работе – а о себе и своем восприятии этой постановки. О том, что со мной вытворял и продолжает вытворять этот спектакль.

В пьесе два персонажа – Питер – примерный, но уставший от своей размеренной, ненастоящей жизни, семьянин и Джерри – человек живущий в «смехотворно тесной каморке», из имущества владеющий несколькими не представляющими материальную ценность предметами. Я не хочу говорить о сюжете, это не имеет смысла, я хочу рассказать исключительно об эмоциональной стороне спектакля. О его художественной стороне, рассчитанной на чувства. О том, как он может затронуть и трогает. По крайней мере меня. Вы же помните, я говорила– искусство это фортепианонастройщик наших душ..?И сегодня я буду говорить о зоопарке через призму своей души.

В тот день, когда я впервые увидела Джерри на одной из первых репетиций он причинил мне боль. Очень явную боль. Я смотрела на него – существо, воплощающее страдание от одиночества и отверженности и видела себя, видела человека, которого превратила в такого как Джерри, видела тех, кто вокруг меня напоминают мне о несправедливости этого мира и много чего еще неосознанного, облеченного в туманные нечеткие формы. Джерри говорит практически не переставая, словно пытаясь наверстать упущенное за долгие годы звенящего молчания. Он говорит о плаче, о бедности, об одиночестве, о детском страдании, говорит о любви, о дружбе, о разочаровании и в том и в другом. Говорит, говорит, говорит...Он говорит сначала медленно, осторожно, проверяя можно ли....не затолкнут ли его обратно, не прогонят ли. Ему необходимо быть услышанным, он просто не может больше молчать.

«Слышу – тихо, как больной с кровати, спрыгнул нерв и вот – сначала прошелся – едва-едва, потом забегал, взволнованный, четкий, теперь и он и новые два мечутся отчаянной чечеткой».
Маяк

Джерри.. Когда я его вижу, слышу – хочется протянуть ему руку, и показать, что жить можно, и что жизнь не так страшна и обречена, как выглядит. Да он и сам это знает, на самом деле - он верит в Бога, и в мир, который и есть – Бог. Он верит в то, что мир на самом деле прекрасен и в то, что ужасное тоже прекрасно и имеет право на жизнь. Он сам такой.Тем, как он кричит об ужасах которые недоступны пониманию Питера он словно хочет сказать – вот он какой – наш мир, и ты и я часть его, пойми меня прими меня. Я тоже имею на него право, несмотря на то, что мои родители – грязные пьяницы с Юга, несмотря на то, что я спал с мужчиной, и мне это нравилось, несмотря на то, что на сегодняшний день я занимаюсь сексом исключительно с проститутками, несмотря на то, что я хочу любви и мне никто не может ее дать. И мир не может быть без таких как я, без пьяниц, без бездомных, без «страшной» стороны жизни, потому что иначе в «прекрасном» нет никакого смысла.

«И я понял, что доброта и жестокость сами по себе и отдельно одно от другого ни к чему не приводят. И я понял, что только вместе, в сочетании – они учат нас чувствовать. Но какой от этого толк?» Джерри.

Какой от этого толк, если мы не можем принять друг друга, достичь взаимопонимания...любви? Джерри говорит так много, и его темы на самом деле не касаются лично меня – У меня нормальная семья, прекрасный любимый человек рядом, друзья, которые меня понимают, материальный достаток, но каждый раз во время этого спектакля меня уносит куда-то где мне больно. И я не знаю почему. Мне становится вдруг жалко кого-то до слез. Кого-то запертого мною в тишине смехотворно тесной каморки. Кто там? Тук-тук..тук-тук. – Тишина. Кто ты там, в этой одинокой комнатенке? Какие у тебя там вещи? Маленький рюкзак? Марихуана и горстка колес? Старый велосипед с царапиной на боку? Загранпаспорт с украинской визой? Картина....И зачем там приготовлены пустые полки?
Я хочу открыть дверь и выпустить этого человека...и поняв друг друга жить в мире. Так, как хотел Джерри. Но это слишком тяжело и больно.

"Прежде чем испробовать, достичь цели
Я хочу запомнить этот мир целым
Пусть сверкает в солнечных лучах город
Бешено колотится в груди кто-то
Выпусти меня отсюда
Выпусти меня отсюда
Выпусти меня отсюда ты
Ты
Ты.....
."
Сплин.

Я хочу показать всем зоопарк потому, что я хочу, чтобы люди лучше понимали друг друга и чувствовали. Для этого каждый должен в первую очередь понять и почувствовать себя самого, все свои болевые точки, все неровности своего сознания. Мне кажется, это важно. Потому что мы не можем сочувствовать боли если сами не чувствовали боль.

Вероника Леонтьева

Комментариев нет:

Отправить комментарий