среда, 18 февраля 2015 г.

От себя не уйдешь

С молодости был человеком со страстью к идеализму, многим пожертвовал в пользу тех или иных принципов.  Люди, которые меня близко знают или просто проходили мимо, могут засвидетельствовать степень ажиотажа, который вызывает во мне честная беседа об идеалах. Никогда не был активистом, но выбрал путь художника. Там много общего. Много лет старался не писать на актуальные темы, но тут тема стала актуальной помимо меня.

Больше года назад написал сценарий, в котором ярким драматическим катализатором является насилие со стороны полицейского, над демонстрантами-пацифистами. Идея была аллегорическая, хотелось проверить тему аналогичности идеологических крайностей. Полиции тогда и не снилось то что с ней происходит сейчас. Демонстрантам и не снилось то что с ними произошло во время «Нерушимой скалы». Короче, актуальность нагло вмешалась в мое творчество.


Первым результатом этого внедрения, оказался восторг, вызванный сценарием в одном из гос. Фондов, который решил поддержать сценарий шекелем. Ура! Пока написал, пока подал, пока они прочитали, реальность уже опередила вымысел, что для меня оказалось положительным событием. Я смогу сделать свой фильм.

Я уже готовлю спич на церемонию Оскар: «Спасибо ХАМАСу, спасибо Биби, спасибо израильской армии, демонстрантам которые получили по шеям – спасибо, спасибо полицейским-драчунам и другим человеческим несчастьям...». Я список пока не закрываю - пока сниму, пока подам, пока посмотрят, иди знай, что еще такого произойдет.

Ну я не могу не радоваться тому факту что у меня появился шанс воплотить свой замысел, снять фильм, получить шанс к успеху. Но тут происходит теракт в Тель-Авиве – палестинец пырнул 14 человек в автобусе, 100 метров от теракта который описан в сценарии. В сценарии тоже подразумевался автобус. Я включаю телевизор и меня на секунду поражает собственное ликование. Чего ты радуешься, Вовочка?  Ты против насилия, против полицейского насилия… против – воин, терактов, сексуальных домогательств. Ты многим пожертвовал ради этого своего идеализма. Да хрен с ним с «против»! Ты же человек - тут люди кровью истекают, а ты про сценарий думаешь. Что же это с тобой?!

Диагноз поставил себе сам - «Эгоизм». Ну не могу я не радоваться перспективе собственного успеха. Что же делать, если то что я написал от боли, за общество в котором я живу, теперь становится самой сутью этой перспективы? В момент, когда мой идеализм стал реализовывать свой протест, мой эгоизм подписал тайный союз с теми явлениями против которых я пытался выступить. Они мне выгодны.

Я стал думать. Когда мне становится не по себе, я думаю. Вот она сущность, аналогичности идеологических крайностей - эгоизм. Вечный конфликт между желанием всеобщего блага и жажды личной выгоды. Любой активист, филантроп, политик… любой человек который занимает активную позицию в борьбе за что-то, против чего-то, реализует через эту борьбу и свое эго. Сама борьба не менее важна для самоопределения, чем победа, а может и куда важнее. Победа — это моментальное удовлетворение, а борьба… ей можно посвятить всю жизнь с чувством призвания в добавок.

Что будет с самым крайним левым активистом, когда подпишут все договоры с палестинцами? Он больше не нужен, он теряет самоопределение, он теряет смысл жизни, которую посвятил борьбе, а не победе.  Что станет с такой же феминисткой, когда женщины получат полное равенство? Что будет с филантропом в день, когда не станет бедных? Что станет с журналистом который борется против коррупции в день, когда ее не станет? Они все окажутся вчерашним днем.

Вот он очередной парадокс и абсурд современного, общественного пространства, спроецированного человечеством по образу и подобию своему. Мы живем в собственной проекции, а потому бессильны перед тем что натворили, так как в борьбе за лучшее будущее мы увековечиваем проблемы, ради того чтоб оставаться актуальными. Можно ли исключить человеческое эго из наших побуждений? Не знаю. От себя, говорят, не уйдешь.

Владимир Дзякевич



Комментариев нет:

Отправить комментарий